Из автобиографии доцента ЛГПИ Константина Александровича Москаленко

 

Родился 3 июня 1917 году на станции Хутор-Михайловский Сумской области.

В 1935 году (после десятилетки) рабочий-аксидировщик конденсаторного цеха завода «Электросигнал» (Воронеж).

1938 год (после годичных курсов) учитель сельской школы (Россошанский Район, Воронежской области).

1942 год. Ушёл добровольцем на фронт (в детстве потерял зрение на правый глаз и был освобождён от воинской обязанности). С 1942 по 1945 гг. находился в действующей армии в войсках связи старшим линейным надсмотрщиком. Командование 1-ого Украинского фронта был назначен участником Парада Победы (24 июня 1945 года на Красной площади).

Награждён пятью медалями.

13 лет на руководящей работе:

1941-1942. Директор Александровской СШ, школьный инспектор (Россошанский Район, Воронежской области). Избран председателем РК Союза учителей.

1946-1948. Зам. зав. отдела агитации и пропаганды Ульяновского обкома ВЛКСМ, секретарь Ульяновского горкома ВЛКСМ.

1949-1950. Инспектор школ Ульяновского облоно, директор Чердаклинской СШ Ульяновской области. Избран членом Чердаклинского РК ВКП(б).

1954-1962. Заведующий кафедрой педагогики и психологии ЛГПИ.

З0-летняя работа в Липецком пединституте и помощь учителям в перестройке обучения на уроке отмечены орденом Трудового Красного Знамени, медалью «Ветеран труда», значками «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», 12 почётными грамотами: Минпроса СССР, Минпроса РСФСР, обкома КПСС и облиспокома (2 грамоты), Президиума облсовпрофа (3 грамоты), ректората ЛГПИ (2 грамоты), облоно, комитета ДОСААФ.

В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Оценки знаний учащихся при закреплении нового материала».

По проблеме совершенствования урока, методов обучения и структуры изучаемого материала опубликованы 20 работ (около 40 печатных листов), в том числе монография «Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока»; весь тираж которой (1750 экз.) разослан в школы Липецкой области. Моя статья «Как должен строиться урок»(ж. «Народное образование», 1959, №10) вызвала широкую дискуссию в педагогической печати и была опубликована во всех социалистических странах. Оттуда приезжали в Липецк делегации учёных и учителей. Многие учителя, с кем проводил эксперименты в 50-е годы (СШ №1 Усмани, СШ №3 Липецка, сельская Октябрьская школа, сельская Двуреченская школа и др.) получили звание заслуженных и были награждены орденами и медалями.

По инициативе Москвы 3 раза выступал с докладом на коллегии Минпроса РСФСР: 1962г.-"О совершенствовании урока и методов обучения", 1979г.-"О школьной пятидневке и структурном правописании", 1983-"Об обучении шестилеток". В решениях коллегии положительно отмечалась моя научно-исследовательская работа и помощь учителям в перестройке учебно-воспитательного процесса.

В 1962-1964 гг. мной разработана принципиально новая методика обучения русскому языку - структурное правописание. В начальных классах за один год свободно усваивается программа двух лет обучения. Получено много положительных письменных отзывов об эффективности этой методики от учителей Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Калмыкии, Астраханской, Воронежской, Липецкой и других областей. Подготовлена к печати монография «Структурное правописание» (15 печатных листов).

Брат Георгий, 1915 г .р., пограничник, погиб на второй день войны. Брат Борис, 1919 г .р. ушёл на фронт добровольцем, служил в частях ПТР, погиб на Курской дуге. Сестра Вера, 1918 г .р., учительница-пенсионерка, воспитала трёх дочерей, все работают учителями. Жена, О.И. Москаленко, работает завучем в СШ №19, сын Евгений также учитель, работает завучем ШРМ №10. Растёт внук Костя. Общий стаж работы 48 лет (с пребыванием на фронте и учёбой в аспирантуре, в пединституте учился заочно). В рядах КПСС с 1946 года.

15 июля 1984 года

 

Заведующий кафедрой педагогики Липецкого педагогического института, солдат-доброволец Великой Отечественной войны, участник легендарного Парада Победы на Красной площади, высокий человек с красивым и добрым улыбчивым лицом, легко и органично вступавший в контакт с детьми, - таким его помнят выпускники липецких школ и студенты, которым посчастливилось у него учиться.

В процессе своих научных исследований Константин Александрович предположил, а затем и доказал, что структура урока может и должна быть изменена, что акценты в обучении могут и должны быть изменены. Открытие состояло в том, что детей необходимо учить на уроке, не рассчитывая, что они доучатся «потом», при выполнении домашней работы.

Прежде чем обнародовать свои выводы, прежде чем рекомендовать учителям их реализацию, ученый осуществил многолетний плодотворный эксперимент в школах Липецка. Встав на место учителя начальных классов, используя драгоценный дар общения и убеждения, он добивался того, что дети с живым интересом учились на всех без исключения этапах урока.

В октябре 1959 года в московском журнале «Народное образование» появилась статья К.А. Москаленко «Как должен строиться урок». Эта публикация и стала началом феномена, получившего название липецкий опыт. Идеи талантливого экспериментатора были подхвачены десятками творчески работавших учителей города и области, стали широко известны педагогической общественности России и других республик Советского Союза.

Результаты не замедлили сказаться. Дети в классах Москаленко стали учиться значительно лучше, много, стабильно и охотно работать на уроке. Начал действовать механизм обратной связи: учитель видел, как учатся его дети, качественно обогатился арсенал средств к необходимости совершенствовать средства и формы контроля результатов учебной деятельности.

В центральной прессе появились материалы о педагогических новостях из Липецка, о результативности работы липецких учителей. Вся страна заговорила об этом. Передовые учителя страны стремились попасть на уроки Москаленко и его последователей. Занятия проходили в переполненных классах, посетители сидели на подоконниках и в коридорах.

 


В 60-е годы СШ №3 являлась одной из базовых школ ЛГПИ и проводила эксперимент по внедрению педагогической системы К.А. Москаленко. Своими экспериментальными исследованиями он убедил учителей в необходимости отказа от традиционной формы комбинированного урока, в котором процесс усвоения новых знаний разрывался на изолированные части: выявление знаний и обучение. Новые уроки стали отличаться новизной организации и оригинальными методическими приёмами: активное начало занятия, органическое слияние в единый процесс повторения, объяснения, закрепления; поурочный бал; комментированное письмо; укрупнённые структурные единицы; ускоренное интенсивное обучение. Под его личным руководством работала большая группа учителей начальных классов: Панкратова М.В., Гурина Н.П., Мещерякова А.А., Жукова Т.А. и другие. А.А. Мещерякова, учитель начальных классов, участвовавшая 12 лет в эксперименте по методике К.А. Москаленко, вспоминала: “Работая с Константином Александровичем, мы, учителя начальных классов, многому научились. Он научил нас расширять границы урока; наполнять его детской радостью; радостью освоенного умения, нового знания; радостью открытия, достижения; радостью эстетического наслаждения, взаимопонимания; радостью творчества”.

«На уроках русского языка, - рассказывала Тамара Николаевна Жукова, - К.А. Москаленко всегда нацеливал нас на то, что лучше ошибки предупреждать, чем потом исправлять их. Предложенный им метод комментированного письма стал одним из самых эффективных методов обучения безошибочному письму». Все учителя, работавшие по системе К.А. Москаленко, единодушно утверждают, что его труд помог им поднять успеваемость учащихся по всем предметам, сделать обучение интересным, плодотворным и … гуманным.

В школе накоплен опыт работы этих учителей по системе К.А. Москаленко. Его опыт, бережно собранный по крупицам, передаётся как эстафета от одного поколения учителей к другому и не потерял своей актуальности и сегодня. Каждый учитель, приходящий в школу, может познакомиться с опытом работы по системе К.А. Москаленко в рамках школьных семинаров, при изучении опыта учителей, работавших вместе с К.А. Москаленко, посещая уроки учителей. В плане работы МО учителей начальных классов разработаны практические занятия по обучению комментированному письму; использованию опорных таблиц и сигналов и так называемых «пучков правил». Для учителей школы стало традиционным использование идей К.А. Москаленко. Островская Р.С. – учитель-методист начальных классов, отличник народного просвещения РСФСР, лауреат областной премии имени К.А. Москаленко, заместитель директора по начальному образованию – мастер – педагог, новатор в лучшем смысле слова. В основе своей работы с детьми использует метод «перспективно-опережающего обучения с комментированным управлением». Перспективно-опережающее обучение даёт возможность попутного прохождения трудных тем, приближения их к материалу, изучаемому в данный момент на уроке. Работая с детьми, она так управляет их деятельностью, что каждый чувствует окрыляющую силу успеха, уверенность в себе, испытывает чувство удивления и интерес к учёбе.

Идеи К.А. Москаленко реализуются педагогами МОУ СОШ №3 и в настоящее время. Учителя начальных классов: Федосенко Н.В., Жуденкова М.А., Жданова В.Н., Шишкина Н.И. - бережно хранят и внедряют в процесс обучения и воспитания идеи К.А. Москаленко. Ежегодно проводят мастер-классы в рамках городских и областных семинаров.

 

 

Подобные уроки не оставляют детей равнодушными. Ведь, чем глубже впечатления, тем ярче образы, тем острее у детей потребность передать это уже в своём творчестве. Дети сочиняют сказки, пишут рассказы и стихи, создают творческие проекты. В день памяти К.А. Москаленко - 30 сентября традиционными стали Москаленковские педагогические чтения, которые объединяют и тех, кто когда-то работал под руководством К.А. Москаленко, и молодых учителей, чьи педагогические находки ещё впереди.

 

 

В сентябре 2008 года нашей школе был присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки по проблемам «Педагогическое наследие К.А. Москаленко в контексте современного образования. Построение индивидуально-ориентированного образовательного процесса посредством овладения педагогическими технологиями».

 

 

Одним из ожидаемых результатов экспериментального  исследования является создание модели взаимодействия педагогов разных школ, работающих по системе К.А. Москаленко, расширение направлений сотрудничества с ЛГПУ, проведение областных и городских семинаров, мастер-классов.